logo




«Дед - казак, отец - сын казачий, а ты...»: как передавалось казачество

«Дед - казак, отец - сын казачий, а ты...»: как передавалось казачество


Нецензурная и хлёсткая пословица «Дед — казак, отец — сын казачий, а ты ... собачий» употреблялась в казачьем сообществе в отношении тех родов, у которых из поколения в поколение отчётливо прослеживалась динамика нравственной деградации.

Если в чей-то адрес высказывалось подобное выражение, значит, воспитательный процесс в этой семье дал сбой, и внук настолько опозорил честь фамилии, что не имеет право называться казаком.

Воспитатели

Чтобы сын, а потом и внук, не давали поводов краснеть за их поступки, родители должны были растить и формировать личность ребёнка в соответствии с принятыми в казацком сообществе регламентами и ритуалами.

Девочка, как будущая хозяйка очага и верная подруга жизни, с детства приучалась к домашним хлопотам, рукоделию и покорному отношению к мужчине.

Мальчик, как защитник и хозяин, получал знания и навыки необходимые для героического, справедливого и доброго служения Богу, Отчизне и семье.

Немаловажную роль в становлении малышей играли крёстные или духовные родители, которые принимали непосредственное участие в воспитательном процессе: крёстная мать, отвечала за девочку, а крёстный отец за мальчика.

В целом система казачьего воспитания строилась по спирали, в которой всякий виток охватывал определённый возрастной отрезок и представлял собой замкнутый цикл развития. Каждая новая ступень формирования личности, начиналась с одних и тех же физических, духовных и интеллектуальных упражнений, но на более сложном и качественном уровне. Для того чтобы мальцы могли продемонстрировать свои способности в станицах устраивались различного рода игры – соревнования.

С самого раннего детства погружённые в соответствующую среду, казаки впитывали в себя родную культуру, учились управляться с оружием, «дружить» с конём, петь казачьи песни, пересказывать местный фольклор и жить согласно кодексу чести истинного станичника.

С 12 лет молодёжь начинали приводить на станичный сход – Круг, чтобы они смотрели и запоминали ход самого важного общественного мероприятия казаков, на котором решались все насущные проблемы.

Проявив себя с лучшей стороны, малец мог заслужить прозвище «матёрый казачина», но только в том случае, если его дед и отец из-за качественной подготовки и смелости, сумели вернуться живыми из всех своих военных походов.

Современное казачество

В наши дни в обществе наблюдается повышенный интерес к казачеству. Сегодня любой желающий, в том числе и тот, кто не исповедует православие, успешно пройдя трёхмесячные испытания, может с разрешения Схода стать членом казачьей общины.

Но, как поясняет атаман станицы «Адмиралтейская-Невская», уполномоченный Малого Круга казаков Санкт-Петербурга и Ленинградской области Игорь Чипизубов, ни восприятие казачьей идеологии, ни совершенное знание их традиций и обычаев, не способны превратить человека иной национальности в настоящего казака.

Новоиспечённый член казачьего войска, хоть и будет включён в соответствующий реестр, но всё же будет считаться приписным казаком. Атаман Тверского станичного казачьего общества Альберт Меньшиков отмечает, что носить гордое звание потомственного казака сможет лишь внук обратившегося в казачество инородца.

По словам атамана Верхне-Донского округа Юрия Карташова, казаком по роду, то есть представителем четвёртого восточнославянского народа, а не просто военного сословия, может именоваться не каждый. Это право имеется у тех, в чьих жилах течёт хоть капля казачьей крови, и неважно по какой линии она досталась человеку – по отцовской или по материнской.



Ашхен Аванесова

Короткая ссылка на новость: http://ruskazaki.ru/~JTqDC